Оценивание предметных и метапредметных достижений учащихся на уроках химии
09 ноября 2015
Из трех компонентов спирали образования - преподавание – обучение – оценивание - последнему до недавнего времени уделялось минимальное значение. Федеральный государственный образовательный стандарт содержит чёткие требования к системе оценки достижения планируемых результатов, в том числе и по химии. Принципиальным отличием является ориентация стандартов на результаты образования. Под результатами понимается не только предметные знания, но и умение применять их в практической деятельности, формирование системы универсальных учебных действий учащихся, а также сформированность коммуникативных и информационных умений.
Оценивание (франц. evaluer) – означает выставить отметку, определяя качество работы. Школьное оценивание – это процесс, с помощью которого определяется, образуется и передается полезная информация, позволяющая принимать последующие решения. Оценивание рассматривается как одна из важных целей обучения, призванных помочь учителю выбрать наиболее эффективные приемы и средства обучения, которые бы поощряли учащихся к развитию и дальнейшему продвижению в познании. Основным объектом оценки предметных результатов в соответствии с требованиями ФГОС является способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на изучаемом учебном материале, с использованием способов действий, релевантных содержанию учебных предметов, в том числе метапредметных (познавательных, регулятивных, коммуникативных) действий. Основные ориентиры в оценивании учебных действий - учимся не для школы, не для моментальных эффектов и оценок, а для жизни и эффекты оценивания отражаются преимущественно по трем основным направлениям: преподавание, обучение и потребности общества. Оценка каждый раз определяет, достигнуты ли запланированные цели и что получено в результате соответствующего действия. Самая значимая роль оценивания состоит в предоставлении постоянной обратной связи, необходимой как ученикам, так и педагогам. Оценка достижения предметных и метапредметных результатов ведётся в ходе первичного (стартового) оценивания, текущего (промежуточного) оценивания и в ходе итогового оценивания. Главная цель стартового оценивания – зафиксировать начальный уровень подготовки ученика, имеющиеся у него знания, умения и универсальные учебные действия, связанные с предстоящей деятельностью. Промежуточный, тематический контроль (урока, темы, раздела, курса); проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом. Итоговый контроль; предполагает комплексную проверку образовательных результатов (в том числе и метапредметных) в конце учебных четвертей и учебного года. Одним из важных моментов оценивания на уроках химии – это оценивание практических работ. Можно выделить несколько основных действий, которые можно оценить:
Рассмотрим оценивание предметных, метапредметных и личностных результатов при решении задач по химии.
В стартовую диагностическую работу для учеников 11 класса включаю задачи на нахождение молекулярной формулы: при сжигании 8,4г. органического вещества получено 26,4 г. углекислого газа и 10,8 г. воды. Плотность паров этого вещества по воздуху 2,9.Определите молекулярную формулу вещества. К какому гомологическому ряду оно относится?
Предметные результаты
Предметные умения по химии |
Предметные умения по математике |
||||
Определение М (в-ва) |
Определение m(C),m(H), m(O), количества атомов в молекуле |
Определение принадлежности к определённому гомологическому ряду |
Определение простейшей и истинной формулы |
Составление пропорций |
Вычислительные навыки |
Метапредметные результаты
Универсальные учебные действия |
|||||
Осознанное чтение |
Анализ задачи |
Составление алгоритма задачи (разработка плана действий) |
Перевод одного вида информации в другой |
Умение формировать свои мысли (в письменной форме) |
Формулирование выводов (в письменной форме) |
Для оценки личностных достижений использую и нестандартные задания: кейс - задачи, проблемные ситуации, задачи практического содержания, задания на исправление ошибок, задания на нахождение закономерностей, задания на сравнения, задания на доказательство, логические задания и др. Такие задания позволяют развивать свою индивидуальность, возможность размышлять, сопоставлять разные точки зрения, формулировать и аргументировать собственную точку зрения, опираясь на знания фактов, законов, собственные наблюдения. Оценивание, ориентированное на успех, придаёт уверенность ученику в своих силах, создаёт положительные эмоции.