Татьянина Оксана Рафиковна

Оценивание предметных и метапредметных достижений учащихся на уроках химии

09 ноября 2015

Из трех компонентов спирали образования  - преподавание – обучение – оценивание  - последнему до недавнего времени уделялось минимальное значение. Федеральный государственный образовательный стандарт  содержит чёткие требования к системе оценки достижения планируемых результатов, в том числе и по химии. Принципиальным отличием является ориентация стандартов на результаты образования. Под результатами понимается не только предметные знания, но и умение применять их в практической деятельности, формирование системы универсальных учебных действий учащихся, а также сформированность  коммуникативных и информационных умений.

Оценивание (франц. evaluer) – означает выставить отметку, определяя качество работы. Школьное  оценивание – это процесс, с помощью которого определяется, образуется  и передается полезная информация, позволяющая принимать последующие решения. Оценивание рассматривается как одна из важных целей обучения, призванных помочь учителю выбрать наиболее эффективные приемы и средства обучения, которые бы поощряли учащихся  к развитию и дальнейшему продвижению в познании. Основным объектом оценки предметных результатов в соответствии с требованиями ФГОС является способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на изучаемом  учебном материале, с использованием способов действий, релевантных содержанию учебных предметов, в том числе метапредметных  (познавательных, регулятивных, коммуникативных) действий. Основные ориентиры  в оценивании  учебных  действий  - учимся не для школы, не для моментальных  эффектов и оценок, а для жизни и эффекты оценивания отражаются преимущественно по трем основным  направлениям: преподавание, обучение и потребности общества. Оценка каждый раз определяет, достигнуты ли запланированные цели и что получено в результате соответствующего действия. Самая значимая  роль оценивания состоит в предоставлении постоянной обратной связи, необходимой как ученикам, так и педагогам. Оценка достижения предметных и метапредметных  результатов ведётся  в ходе первичного (стартового) оценивания, текущего (промежуточного) оценивания и в ходе  итогового оценивания. Главная цель стартового оценивания – зафиксировать начальный уровень подготовки ученика, имеющиеся у него знания, умения и универсальные учебные действия, связанные с предстоящей деятельностью. Промежуточный, тематический контроль (урока, темы, раздела, курса); проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом. Итоговый контроль; предполагает комплексную проверку образовательных результатов (в том числе и метапредметных) в конце учебных четвертей и учебного года. Одним из важных моментов оценивания на уроках химии – это оценивание практических работ. Можно выделить несколько основных действий, которые можно оценить:

Рассмотрим оценивание предметных, метапредметных и личностных результатов при решении задач по химии.

В стартовую диагностическую работу для учеников 11 класса включаю задачи на нахождение молекулярной формулы: при сжигании 8,4г. органического вещества получено 26,4 г. углекислого газа и 10,8 г. воды. Плотность паров этого вещества по воздуху 2,9.Определите молекулярную формулу вещества. К какому гомологическому ряду оно относится?

Предметные результаты

Предметные умения по химии

Предметные умения по математике

Определение М (в-ва)

Определение m(C),m(H), m(O), количества атомов  в молекуле

Определение

принадлежности к определённому гомологическому ряду

Определение простейшей и истинной формулы

Составление пропорций

Вычислительные навыки

Метапредметные результаты

Универсальные учебные действия

Осознанное чтение

Анализ задачи

Составление алгоритма задачи (разработка плана действий)

Перевод одного вида информации в другой

Умение формировать свои мысли (в письменной форме)

Формулирование

выводов (в письменной форме)

Для оценки личностных достижений  использую и нестандартные задания: кейс - задачи, проблемные ситуации, задачи практического содержания, задания на исправление ошибок, задания на нахождение закономерностей, задания на сравнения, задания на доказательство, логические задания и др. Такие задания позволяют развивать свою индивидуальность, возможность  размышлять, сопоставлять разные точки зрения, формулировать и  аргументировать собственную точку зрения, опираясь на знания фактов, законов, собственные наблюдения. Оценивание, ориентированное на успех, придаёт уверенность ученику в своих силах, создаёт положительные эмоции.

 

Оставить комментарий: